01 июля 2020
Статья

Модель «Трех кругов» ролей стейкхолдеров для семейной фирмы

В статье, вышедшей в 1982 г., впервые предложена модель «трёх кругов» ролей стейкхолдеров для семейной фирмы (the «Three-Circle Model»), с тех пор получившая широкое признание как в академической среде, так и среди практикующих консультантов.
Модель «Трех кругов» ролей стейкхолдеров для семейной фирмы
Фото: Martin Sanchez, Unsplash

Модель «трёх кругов» ролей стейкхолдеров для семейной фирмы сформулирована в статье Renato Tagiuri & John Davis. Bivalent Attributes of the Family Firm (Working Paper, Harvard Business School, Reprinted 1996, Family Business Review, vol.no.2) (Ренато Тагиури и Джон Девис. Особенности семейной фирмы и их двойственный характер, Рабочий доклад Гарвардской школы бизнеса, повторно опубликован в 1996 г. в журнале Family Business Review).

Несмотря на то, что статья вышла более 30-ти лет назад, её идеи до сих пор не потеряли актуальности и продолжают использоваться на практике.

Ключевые идеи

Авторы первыми выдвинули тезис, что в семейной фирме с управляющим собственником каждый сотрудник и член семьи может выступать в одной или нескольких из трёх базовых ролей: в бизнес-роли (как сотрудник или управленец), в роли члена семьи, и в роли собственника.

Эти роли нередко конфликтуют между собой, следствием чего и являются специфические особенности, характерные именно для семейных фирм.

Статья ввела в научный и практический оборот две основные инновации:

  • Во-первых, была отделена роль, которую управляющий собственник играет внутри бизнеса как управленец, от роли собственника. До этого академическая наука фокусировалась на противопоставлении интересов бизнеса и семьи, не выделяя отдельно владельческую роль; в результате часть потенциальных внутренних конфликтов упускалась из виду.
  • Во-вторых, авторы акцентировали внимание на том, что влияние особенностей семейных фирм на их деятельность не являются положительным или отрицательным само по себе. Они выливаются в положительные или отрицательные последствия в зависимости от ситуации и обстоятельств.

Тагиури и Девис выделили семь особенностей семейных фирм и следующие их плюсы и минусы:

1. Выполнение нескольких «ролей» одновременно (Simultaneous Roles)

Потенциальные положительные последствия: Повышенная лояльность и привязанность к семье и фирме. Быстрое и эффективное принятие решений.

Потенциальные отрицательные последствия: Неясность в выборе применимых норм поведения. Вопросы управления бизнесом и владения могут смешиваться. Недостаток объективности при решении проблем, возникающих в бизнесе.

2. Общая идентичность (Shared Identity)

Потенциальные положительные последствия: Повышенная лояльность и привязанность к семье и фирме. Сильная приверженность долгосрочной миссии компании. Более объективные бизнес-решения.

Потенциальные отрицательные последствия: Ощущение чрезмерного контроля и недостатка свободы выбора. Обида на семью и бизнес.

3. Долгая общая история (Lifelong Common History)

Потенциальные положительные последствия: Родственники могут выявить делать ставку на известные им сильные стороны других родственников и помогать компенсировать их недостатки. Тесные личные связи могут помочь эффективнее пережить периоды экономических сложностей.

Потенциальные отрицательные последствия: Члены семьи могут использовать известные им слабости и недостатки друг друга. Конфликты и разочарование на ранних этапах работы фирмы могут снизить доверие членов семьи друг к дургу в рабочих ситуациях.

4. Эмоциональная нагруженность и неопределённость (Emotional Involvement and Ambivalence)

Потенциальные положительные последствия: Выражение позитивных чувств и похвала укрепляют лояльность и способствуют созданию атмосферы доверия.

Потенциальные отрицательные последствия: Недостаток объективности в общении. Обида и чувство вины могут осложнить взаимодействие в работе. Может появиться скрытая враждебность.

5. Собственный «тайный» язык (Private Language)

Потенциальные положительные последствия: Позволяет более эффективно общаться с большим уровнем конфиденциальности и приватности.

Потенциальные отрицательные последствия: Может вызывать эмоциональные реакции, которые могут искажать коммуникацию и создать условия для конфликта.

6. Взаимпонимание и приватность (Mutual Awareness and Privacy)

Потенциальные положительные последствия: Более эффективные коммуникация и деловые решения, которые укрепляют бизнес, владельцев и семью в целом.

Потенциальные отрицательные последствия: Может привести к тому, что родственники будут чувствовать себя несвободными, под постоянным контролем и лишенными права выбора.

7. Смысл и предназначение семейной компании (Meaning of the Family Company)

Потенциальные положительные последствия: История и миссия компании могут укрепить лояльность и сотрудников.

Потенциальные отрицательные последствия: Между родственниками может возникнуть жёсткая конкуренция.

Как можно использовать на практике

  • Оценить, какие из приведённых выше типичных особенностей семейной фирмы применимы к вашей компании.
  • Оценить, как именно они влияют на внутренние процессы и коммуникации внутри вашей компании.
  • Предпринять усилия по снижению возможных негативных последствий и усилению положительных последствий тех особенностей семейных фирм, которые наблюдаются в вашей компании.


(0)

Рекомендуемый полезный контент

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта Московской школы управления СКОЛКОВО и большего удобства его использования. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом и согласны с нашими условиями обработки и хранения персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера или отказаться от пользования сайтом при несогласии с условиями сбора и использования cookies. Для чего нужны файлы cookies: для корректной работы регистрационных форм и отображения информации на сайте.