Образовательная программа | Предпринимательство | Дипломные программы

СКОЛКОВО Практикум

Пересборка бизнеса в условиях постоянно меняющейся реальности, интенсивная работа со смыслом и образом предпринимательского мышления
Запросить презентацию
21 ноября 2022
Статья

Киборг вместо учителя: как и почему изменится индустрия образования

Образование формирует человеческий капитал, помогает создавать инновации и менять жизнь людей. По оценкам HolonIQ, к 2030 году мировой рынок обучения превысит 10 трлн долларов, а его быстрый рост — в среднем на 4,5% ежегодно — будет обусловлен серьезной трансформацией, запущенной еще в пандемию. Почему привычная система неэффективна и каким станет образование, размышляют участники и эксперты программы СКОЛКОВО Практикум и команда Центра трансформации образования Школы управления СКОЛКОВО.
Киборг вместо учителя: как и почему изменится индустрия образования
Источник: Школа управления СКОЛКОВО

Больше образованных людей — больше ВВП: как система обучения связана с экономикой

Всеобщая система образования, в первую очередь начального и среднего, — достижение последних 100—150 лет. Основной целью ее создания была и остается подготовка к фабричному или заводскому труду огромных масс населения. Поэтому образование является одним из фундаментов индустриальной экономики и напрямую коррелирует с развитием государства. От того, насколько хорошо в среднем учится население, зависит рост национального благосостояния, а достижения образовательного процесса влияют на показатель ВВП на жителя страны.

Исследования PISA (Programme for International Student Assessment) показывают, что если подтянуть средний уровень элементарных знаний в отдельных странах до уровня, допустим, Финляндии, это даст ощутимый прирост в ВВП. Например, для Мексики, Турции, Греции или Португалии показатель вырастет в десятки раз.

Неравный доступ к знаниям и низкая эффективность: как образование устроено сейчас

Однако доступ к знаниям в мире неравномерный, несмотря на почти тотальную базовую грамотность (около 85%). Фактически чем беднее страна, тем ниже реальный уровень знаний ее жителей. Высшее образование остается прерогативой развитых стран с высоким доходом, тогда как в развивающихся странах население в основном довольствуется средним начальным образованием.

В ООН утверждают, что индустрия образования переживает глобальный «кризис равенства и инклюзивности, качества и актуальности», который «медленно и незаметно оказывает разрушительное воздействие на будущее детей и молодежи во всем мире». Этот кризис провоцирует большие временные потери — разрыв между годами фактического обучения и реальным временем, которое используется для эффективного получения знаний. В развивающихся странах эти потери могут достигать 5 лет — до 30—40% всего времени, затраченного на образование.

Это приводит к потерям в человеческом капитале. «Индекс доходимости» (то есть процент учащихся, прошедших обучение от начала до конца) в среднем по миру равен 30—40%, в бедных странах он составляет менее 20%. В результате количество людей с образованием, которые участвуют в развитии экономики страны, остается достаточно низким в развивающихся странах.

Расходы на поддержание существующей системы образования растут: сейчас они составляют около 5—6% мирового ВНП, а в отдельных странах — до 15% национальных расходов. При этом есть государства, где увеличение расходов абсолютно не коррелирует с ростом качества образования. Около 70—80% затрат приходится на заработную плату преподавателей, и объективно оценить эффективность этих расходов невозможно. 

В результате образование попадает в две ловушки. Первая — технологическая, связанная с тем, что современная система выросла из классно-урочной схемы: конвейерной, не заточенной под индивидуальные задачи человека, где весь образовательный процесс принадлежит учреждениям и учителям. Ученик очень слабо связан с ним — равно как и с оценочной системой, которая больше адаптирована под задачи педагога: понять уровень знаний студента и его готовность к движению по общественной лестнице. Вторая ловушка — экономическая. Очевидно, что богатые страны будут воспроизводить более образованное население и наращивать свои доходы через его участие в экономических процессах, тогда как бедные государства — наоборот.

Учителя-машины и всеобщий рейтинг вместо оценок: какой станет индустрия образования

Во многом текущий кризис в индустрии связан с тем, что школа XXI века практически не отличается от школы XIX века, которая сформировалась в эпоху второй промышленной революции. Она устроена по следующим принципам.

  • Образование происходит в учреждении. Для увеличения числа учащихся нужны новые кампусы — это требует больших инвестиций.
  • Офлайн-обучению нужны учителя. При этом с ростом количества обучающихся КПД системы падает — ей необходимо все больше педагогов.
  • Профессиональная карьера. Ученика оценивают по тому, насколько эффективно он встроился в какую-то общественную структуру, занял определенную должность.
  • Внешний контроль. Учебное заведение контролирует посещаемость, определяет расписание и программу — в результате образовательная система не принадлежит ученику.
  • Испытание преподавателем: только он оценивает студента.
  • Фиксация диплома: без профессиональных отметок и «корочки» у человека как будто и нет образования.

Как может выглядеть эта система в эпоху третьей промышленной революции?

  • Онлайн-образование вместо учреждений и замена связки «учитель — ученик» на схемы P2P (person-to-person), P2M2P (person-to-machine-to-person) и M2M (machine-to-machine). Это комбинированная система, где взаимодействуют не только люди, но и различные устройства. С помощью онлайна и искусственного интеллекта индустрия образования решит две проблемы: избавится от необходимости строить физическую инфраструктуру, ведь ученикам не нужно больше собираться в одном помещении, и наращивать штат преподавателей — их заменят цифровые решения.
  • Жизненная траектория вместо профессиональной карьеры: становится важна не текущая карьерная точка, а то, как быстро человек способен перемещаться из одной позиции в другую. 
  • Самоконтроль ученика вместо внешнего контроля учреждения. 
  • Испытание учениками вместо испытания учителем: «оценка» будет формироваться на основе конкурсов, чемпионатов, соревнований с другими обучающимся, а не выставляться педагогом по субъективным критериям.
  • Всеобщий рейтинг вместо формального диплома, который более точно отразит уровень образования.

Начало пандемии в 2020 году стало для индустрии точкой перелома, которая явно обозначила неэффективность существующей системы. И хотя сейчас глобальный рынок образования оценивается в 5 трлн долларов, его капитализация достигает лишь 300 млрд долларов. Такой большой разрыв доказывает, что в индустрии пока не создано прорывных технологических решений и инновационных компаний. Она находится на начальном этапе, когда для предпринимателей открывается много возможностей. 

Гибкость и междисциплинарность: какие тренды будут влиять на индустрию

Ольга Назайкинская, директор Центра трансформации образования Школы управления СКОЛКОВО, убеждена, что при разработке новых предпринимательских проектов важно учитывать глобальные тренды в индустрии. Среди них — lifelong learning, обучение через всю жизнь, и just-in-time образование, ориентированное на рынок труда и быстрое получение компетенций. Также растет интерес к междисциплинарному подходу, который отвечает на запрос рынка на сложные технологические разработки на стыке нескольких областей знаний, и индивидуализации образования — речь идет о соответствии программ обучения жизненным целям и ситуациям студентов, их способностям и интересам. Наконец, развиваются тренды на формирование нового мышления через action learning и технологичность обучения.

Однако цифровизация пока остается проблемным полем, — говорит эксперт. — Мы перенесли в онлайн все, что умели делать в офлайне: те же самые педагогические подходы, форматы коммуникации, структуру курсов, систему оценивания, педагогическую подготовку. Но пока не понимаем, какой образовательный результат получаем от перехода в онлайн, не можем его осмыслить.

По словам Ольги Назайкинской, онлайн-обучение нужно пересобирать: сначала спроектировать образовательный результат, разработать под него программы обучения, а затем разобраться, какими новыми, а не традиционными офлайн-способами его можно добиться — через другую структуру, конфигурацию, хронометраж и пр.

Личная траектория обучения и прокачка soft skills: как может выглядеть образование web 3.0

IT-предприниматель Василий Чуранов, сооснователь группы компаний Twins и выпускник программы СКОЛКОВО Практикум, рассказывает, что в своем проекте — академии WakeUp — как раз опирается на новые глобальные тренды в индустрии. Окно возможностей он видит в развитии soft skills, благодаря прокачке которых человек быстрее осваивает и новые hard skills. Их значимость особенно возрастает в распределенных командах и проектной работе, когда человеку приходится постоянно взаимодействовать с новыми людьми.

Оставаясь пока в текущей парадигме web 2.0, мы построили бизнес-симулятор. В процессе обучения студенты получают не только знания или учебные материалы — они накапливают реальный опыт, как если бы поработали в настоящей компании.

Особую ценность такой модели, по его словам, придает комплексный подход: soft skills обучают не отдельных сотрудников, а всю команду — с учетом отраслевой специфики и особенностей организации.

Дальше предприниматель планирует развивать академию WakeUp уже в рамках концепции web 3.0. Предполагается, что обучение будет проходить в метавселенной, а отслеживать образовательные показатели поможет технология proof of learning. Механика learn2learn обеспечит взаимодействие всех участников образовательной системы и ее рост, а внутренняя валюта talentcoin поможет студентам монетизировать свое обучение.

(0)
(0)

Мы используем файлы cookie чтобы сделать сайт еще удобнее для Вас. Оставаясь с нами, вы соглашаетесь на обработку файлов cookie