Образовательная программа | Стратегический менеджмент | Международные стандарты MBA и Masters

SKOLKOVO Executive MBA

Дипломная программа международного стандарта для топ-менеджеров и предпринимателей
Запросить консультацию
01 июля 2022
Статья

Как сделать профессиональную презентацию

Сегодня любое публичное выступление лучше сопровождать презентацией. При ее составлении многие спикеры забывают, что в зависимости от цели акценты в презентации должны быть разные. Эксперт по обучению навыкам презентаций Алексей Каптеров в рамках мастер-класса программ международного стандарта MBA поделился основными лайфхаками.
Как сделать профессиональную презентацию
Источник: Unsplash

Основной принцип построения презентаций

Когда презентации только появились, большинство из них были скучными и не несли никакой пользы для аудитории. Со временем проблема стала шире — теперь презентации бывают не только скучными, но еще и часто бессмысленными, бездоказательными и порой излишне эмоциональными. Люди читают текст слайдов вслух, придумывают неуместные шутки и выдают много лишней информации. Как сделать так, чтобы не допустить этих ошибок и составить хорошо структурированную презентацию?

Основа успешных публичных выступлений заключается в драматургии. Например, люди, которые выступают на TED с лекциями, создают динамичные презентации и прогоняют их на репетициях примерно до семи раз. Все они в основном руководствуются тремя правилами написания романа:

— Человек.  

— Желание человека.  

— Невозможность человека получить желаемое.

В книге Джона Труби «Анатомия истории» есть более детальное описание хорошей истории или презентации, которая сможет увлечь читателя:

Начало. Появляется герой со слабостью или с какой-то уязвимостью. У него есть некое желание, например, устранить эту уязвимость. В начале также часто возникают проблема на пути к достижению желаемого и оппонент. 

Середина. Далее у героя появляется план с множеством трудностей при реализации задуманного. Часто он не срабатывает, чтобы читателям или зрителям было не скучно. 

Конец. В финале герой может так и не достигнуть желаемого, но он обязательно сделает какое-то открытие: про себя, жизнь или других людей.

Создатель компании Apple Стив Джобс использовал сопровождение к своим публичным выступлениям по такой же схеме. Нашумевшую презентацию MacBook Air за 2007 год условно можно разбить на такие части:

Начало. Герой — корпорация Apple. Уязвимость — свободное пространство в продуктовой линейке: есть MacBook, MacBook Pro, а чего-то между ними не существует. Желание компании — занять эту нишу. Проблема заключается в наличии альтернатив. Главный оппонент компании — Sony TZ Series, ноутбук с похожими параметрами.

Середина. План корпорации заключается в создании самого тонкого ноутбука. Во многом Apple выигрывает у остальных компаний, потому что улучшает практически все детали.

Конец. В конце становится понятно, что новая модель ноутбука — это красиво, удобно, хорошо сделано с инженерной точки зрения, и еще и суперэкологично. Слушатели делают открытие — ноутбук, о котором раньше все могли только мечтать, уже существует.

По такому принципу можно создать любую презентацию, однако, чтобы лучше попасть в свою целевую аудиторию, нужно учитывать уровень подготовки и заинтересованности слушателей.

Способы воздействия на аудитории

По данным многочисленных исследований, при любом публичном выступлении важны два параметра — мотивация и экспертиза. Мотивация показывает, насколько люди вовлечены изначально. Экспертиза — насколько конкретный человек разбирается в теме.

С людьми с низкой мотивацией и низкой экспертизой хорошо работает развлечение. У кого чуть больше мотивации — информирование. Слушателям с высокой экспертизой можно что-нибудь продать, а с теми, у кого вдобавок и высокая мотивация, нужно вести диалог.

Конечно, в любой презентации могут присутствовать сразу все четыре элемента, но лучше, если они будут в разной пропорции. Это может выглядеть так:

Еще можно рисовать круги, чтобы определить основную зону влияния на аудиторию:

Теперь давайте разберем каждый элемент и подходящие приемы. 

Продажа

— Используйте цели в терминах действия: не говорите «я хочу рассказать, что…», просто говорите.

— Обсуждайте проблему, даже если это неудобно. Делайте это по схеме «проблема-решение-иллюстрация-доказательство».

— Используйте глаголы в заголовках.

— Задавайте себе вопросы: «что я хочу, чтобы сделал кто?», «какие у меня основания этого хотеть?». Так вы поймете, зачем ваш товар или услуга нужны людям.

— Показывайте изменения в сравнении с прошлым: как ваше решение меняет мир? 

Информирование

— Используйте для наглядности  mind mapping или другие средства визуального планирования.

— Составьте в начале оглавление.

— Резюмируйте сказанное несколько раз.

Развлечение:

— Рассказывайте уместные шутки, забавные факты по теме.

— Делитесь личными историями.

— Создавайте анимацию.

— При желании пройдите курс по стендапу.

Диалог:

— Пользуйтесь чатом или личной обратной связью.

— Придумывайте простые слайды.

— Пишите вопросы на слайдах и задавайте их сами аудитории.

Узнать больше об эффективных публичных выступлениях можно на программах SKOLKOVO MBA и Executive MBA. Если вы хотите научиться эффективно преподносить свои кейсы и проекты и производить впечатление на аудиторию, приходите на программу!

(0)
(0)
Регистрация на программу
Свяжитесь с нами
emba@skolkovo.ru +7 495 215 26 19

Мы используем файлы cookie чтобы сделать сайт еще удобнее для Вас. Оставаясь с нами, вы соглашаетесь на обработку файлов cookie