Образовательная программа | Стратегический менеджмент | Международные стандарты MBA и Masters

SKOLKOVO Executive MBA

Искусство быть первым
Запросить консультацию
01 июля 2022
Статья

Как сделать профессиональную презентацию

Сегодня любое публичное выступление лучше сопровождать презентацией. При ее составлении многие спикеры забывают, что в зависимости от цели акценты в презентации должны быть разные. Эксперт по обучению навыкам презентаций Алексей Каптеров в рамках мастер-класса программ международного стандарта MBA поделился основными лайфхаками.
Как сделать профессиональную презентацию
Источник: Unsplash

Основной принцип построения презентаций

Когда презентации только появились, большинство из них были скучными и не несли никакой пользы для аудитории. Со временем проблема стала шире — теперь презентации бывают не только скучными, но еще и часто бессмысленными, бездоказательными и порой излишне эмоциональными. Люди читают текст слайдов вслух, придумывают неуместные шутки и выдают много лишней информации. Как сделать так, чтобы не допустить этих ошибок и составить хорошо структурированную презентацию?

Основа успешных публичных выступлений заключается в драматургии. Например, люди, которые выступают на TED с лекциями, создают динамичные презентации и прогоняют их на репетициях примерно до семи раз. Все они в основном руководствуются тремя правилами написания романа:

— Человек.  

— Желание человека.  

— Невозможность человека получить желаемое.

В книге Джона Труби «Анатомия истории» есть более детальное описание хорошей истории или презентации, которая сможет увлечь читателя:

Начало. Появляется герой со слабостью или с какой-то уязвимостью. У него есть некое желание, например, устранить эту уязвимость. В начале также часто возникают проблема на пути к достижению желаемого и оппонент. 

Середина. Далее у героя появляется план с множеством трудностей при реализации задуманного. Часто он не срабатывает, чтобы читателям или зрителям было не скучно. 

Конец. В финале герой может так и не достигнуть желаемого, но он обязательно сделает какое-то открытие: про себя, жизнь или других людей.

Создатель компании Apple Стив Джобс использовал сопровождение к своим публичным выступлениям по такой же схеме. Нашумевшую презентацию MacBook Air за 2007 год условно можно разбить на такие части:

Начало. Герой — корпорация Apple. Уязвимость — свободное пространство в продуктовой линейке: есть MacBook, MacBook Pro, а чего-то между ними не существует. Желание компании — занять эту нишу. Проблема заключается в наличии альтернатив. Главный оппонент компании — Sony TZ Series, ноутбук с похожими параметрами.

Середина. План корпорации заключается в создании самого тонкого ноутбука. Во многом Apple выигрывает у остальных компаний, потому что улучшает практически все детали.

Конец. В конце становится понятно, что новая модель ноутбука — это красиво, удобно, хорошо сделано с инженерной точки зрения, и еще и суперэкологично. Слушатели делают открытие — ноутбук, о котором раньше все могли только мечтать, уже существует.

По такому принципу можно создать любую презентацию, однако, чтобы лучше попасть в свою целевую аудиторию, нужно учитывать уровень подготовки и заинтересованности слушателей.

Способы воздействия на аудитории

По данным многочисленных исследований, при любом публичном выступлении важны два параметра — мотивация и экспертиза. Мотивация показывает, насколько люди вовлечены изначально. Экспертиза — насколько конкретный человек разбирается в теме.

С людьми с низкой мотивацией и низкой экспертизой хорошо работает развлечение. У кого чуть больше мотивации — информирование. Слушателям с высокой экспертизой можно что-нибудь продать, а с теми, у кого вдобавок и высокая мотивация, нужно вести диалог.

Конечно, в любой презентации могут присутствовать сразу все четыре элемента, но лучше, если они будут в разной пропорции. Это может выглядеть так:

Еще можно рисовать круги, чтобы определить основную зону влияния на аудиторию:

Теперь давайте разберем каждый элемент и подходящие приемы. 

Продажа

— Используйте цели в терминах действия: не говорите «я хочу рассказать, что…», просто говорите.

— Обсуждайте проблему, даже если это неудобно. Делайте это по схеме «проблема-решение-иллюстрация-доказательство».

— Используйте глаголы в заголовках.

— Задавайте себе вопросы: «что я хочу, чтобы сделал кто?», «какие у меня основания этого хотеть?». Так вы поймете, зачем ваш товар или услуга нужны людям.

— Показывайте изменения в сравнении с прошлым: как ваше решение меняет мир? 

Информирование

— Используйте для наглядности  mind mapping или другие средства визуального планирования.

— Составьте в начале оглавление.

— Резюмируйте сказанное несколько раз.

Развлечение:

— Рассказывайте уместные шутки, забавные факты по теме.

— Делитесь личными историями.

— Создавайте анимацию.

— При желании пройдите курс по стендапу.

Диалог:

— Пользуйтесь чатом или личной обратной связью.

— Придумывайте простые слайды.

— Пишите вопросы на слайдах и задавайте их сами аудитории.

Узнать больше об эффективных публичных выступлениях можно на программах SKOLKOVO MBA и Executive MBA. Если вы хотите научиться эффективно преподносить свои кейсы и проекты и производить впечатление на аудиторию, приходите на программу!

(0)
(0)
Подать заявку на обучение
Свяжитесь с нами
emba@skolkovo.ru +7 495 215 26 19

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта Московской школы управления СКОЛКОВО и большего удобства его использования. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом и согласны с нашими условиями обработки и хранения персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера или отказаться от пользования сайтом при несогласии с условиями сбора и использования cookies. Для чего нужны файлы cookies: для корректной работы регистрационных форм и отображения информации на сайте.