03 октября 2019
Статья

Как новые стратегии дистрибуции и маркетинга могут повысить долю на рынке?

Если ваша доля на рынке уменьшилась, имеет смысл пересмотреть ключевые элементы бизнеса. Своим опытом внедрения новых стратегий со слушателями программы СКОЛКОВО MBA поделились Алексей Безуглый и Алена Евсеева, директор по продажам и директор по маркетингу компании ASICS.
Как новые стратегии дистрибуции и маркетинга могут повысить долю на рынке?
Источник: Фотобанк Freerange Stock

ASICS отсчитывает свою историю с 1949 года, когда японский предприниматель Кихачиро Оницука основал компанию, занимающуюся спортивной обувью. С тех пор его детище стало одним из крупнейших производителей спортивной одежды и обуви, в основном для бега, зальных видов спорта (волейбола, борьбы) и тенниса.

Одно время ASICS была лидером в традиционных для себя сегментах, но начала инвестировать в новые направления (например, экипировку для бейсбола) в надежде заработать больше. Однако такой подход размыл фокус компании, а конкуренты воспользовались этим и обогнали ASICS на некоторых рынках.

Сегодня ASICS — мировой лидер в сегменте беговой обуви с долей в 30 %. В России у нее третье место (после Nike и Adidas) с 16 % рынка, но доля бренда активно растет (на 21 % за 2018 год) в отличие от стагнирующих или даже падающих конкурентов. Если тренд сохранится, то у компании есть возможность изменить свою позицию на российском рынке.

Новая дистрибуция для помощи клиентам

Позитивная динамика во многом объясняется стратегией дистрибуции, внедренной два года назад. Тогда компания определила для себя два ключевых направления — «Спорт» и «Спортстиль» — и основных партнеров в каждом из этих сегментов.

Получившийся список партнеров ASICS разделила на брендообразующие и объемообразующие (коммерчески важные для компании).

1. Брендообразующие. Это каналы реализации продукции, имеющие широкую целевую аудиторию, а также свои маркетинговые инструменты, позволяющие контактировать с этой аудиторией. К брендообразующим были отнесены и партнеры, пусть и небольшого размера, но активно продвигающие дисциплины, интересные для ASICS (например, магазины Runlab или Stride в сегменте бега).

2. Объемообразующие (Например, WildberriesСпортмастер). Такие компании обладают широким географическим присутствием в стране и позволяют ASICS обеспечивать собственное присутствие и высокий объем продаж.

Для ASICS главным является не рассказ бренда о товаре через партнеров, а помощь клиенту в покупке нужного товара. Бренд должен решить «боль» конкретного покупателя. А покупатель у каждой группы партнеров разный. Если для пользователей специализированного бегового магазина цена вторична, а сервис важен, то для покупателей крупной сети спорттоваров все может быть с точностью до наоборот.

Основным вызовом для этой стратегии дистрибуции является ограниченная продуктовая линейка ASICS, которую надо грамотно распределять между каналами, чтобы продажи одной модели не вредили продажам других. Это достигается прямой работой с каждым ритейлером, чтобы соблюсти баланс интересов партнеров и самой компании.

В последнее время ASICS начала работать над созданием собственной сети розничных магазинов в крупных торговых центрах, чтобы увеличить присутствие и узнаваемость марки.

Все большую важность начинают играть онлайн-продажи продукции. На этом фоне компания реализует совместный проект с платформой Lamoda, позволяющий купить понравившуюся модель обуви онлайн.

Через дистрибуцию к маркетингу

Реализация новой стратегии привела к тому, что ASICS построила эффективно работающую дистрибуционную сеть. До конца 2017 года компания жила без маркетинговых активностей, но при этом ее продукция была в каждом спортивном магазине страны. Алена Евсеева, пришедшая в компанию в 2017-м, отметила, что этот подход довольно логичен, ведь если клиенту понравилось ваше предложение, но он не может купить товар, то такой клиент получит негативный опыт от вашей компании.

После создания работающей инфраструктуры продаж стало возможным заняться и решением маркетинговых задач, чтобы лучше слышать потребителя и строить бизнес вокруг его потребностей.

Обычно выделяют две модели маркетинга:

1. Традиционный. Эта модель характерна для больших компаний (часто из сектора FMCG), которые проводят исследования, задают вопросы клиентам и работают с учетом полученных результатов.

2. Радикальный. Эта модель характерна для компаний, стремящихся смотреть в будущее. Опрос покажет вам то, что хочет средний потребитель, исходя из того, с чем он уже сталкивался. Простой клиент не очень хорошо видит тренды. Поэтому маркетологи, придерживающиеся этой модели, опрашивают визионеров и прислушиваются к ним с фокусом на будущее. На эту модель ориентируется ASICS.

Так как для компании в центре всего находится клиент, то и маркетинг стали выстраивать вокруг него, а не вокруг продукта, как было долгое время. Компания выделила основные функции, которые позволяют коммуницировать с потребителями с разных сторон:

Трейд-маркетинг. Это коммуникация с потребителем на территории магазина, например, посредством оформления витрин.

Спортивный маркетинг. Это взаимодействие со сферой спорта, с различными федерациями, контакты с организаторами спортивных мероприятий.

Обучение. Это повышение квалификации персонала, обучение их практикам, важным для узнавания бренда и его продвижения.

PR и работа с инфлюенсерами. Это контакты не просто с прессой, но со всеми, кто может сформировать мнение о вашем бренде. Это направление важно для работы с внешним коммьюнити.

Цифровой маркетинг. Эта функция отвечает за все контакты в сети, будь то через сайт, социальные сети или другие цифровые каналы.

Долгая жизнь без маркетинга показывала, что клиент компании очень лоялен ей. Однако с увеличением роли «цифры» стало ясно, что сегментам, завязанным на цифровые контакты с потребителем, надо уделять больше внимания. Компания исходила из того, что в этой деятельности им поможет опора не только на продукт, но и на истории, связанные с ним.

Например, компания предложила ряд активностей, объединенных одним посылом — подготовкой к московскому марафону. Беговой сезон начинается в апреле, а марафон проходит в сентябре. И на протяжении этого периода ASICS предлагала пользователям своей продукции различные задания. Наиболее же вовлеченные в эту идею атлеты смогут выиграть поездку на марафоны во Франкфурт и Париж.

Еще одним примером взаимодействия с клиентами стала кампания, где ASICS призвала покупателей рассказать о своих кроссовках. Клиенты тепло встретили предложение и активно делились историями с положительными эмоциями от продукции ASICS. Самые интересные рассказы (вместе с кроссовками) были представлены на специальной «Аллее славы», организованной к московскому марафону. Пример этой кампании затем использовали и в офисах компании в других странах.

(0)
(0)

Читайте также

Мы используем файлы cookie чтобы сделать сайт еще удобнее для Вас. Оставаясь с нами, вы соглашаетесь на обработку файлов cookie