02 февраля 2023
Статья

Как игры меняют корпоративную среду и решают задачи бизнеса

Продюсер программы SKOLKOVO MBA Иван Хворов рассказал, как совместное прохождение деловой игры помогает решать разные задачи бизнеса.
Как игры меняют корпоративную среду и решают задачи бизнеса
Источник: Unsplash

В следующем потоке SKOLKOVO MBA студенты вместо группового решения кейса будут проходить командную игру.

Появление идеи

Я с детства увлекался играми. Не могу сказать, что добивался большого успеха, но всегда получал удовольствие от процесса. С течением времени я стал думать: как игры можно применить в моей основной деятельности — продюсировании образовательных программ? Идея возникла, когда нам нужно было познакомить друг с другом студентов двух программ.

У нас были студенты программы MOOVE и студенты совместной магистратуры СКОЛКОВО, МФТИ и МТС «Цифровые технологии в бизнесе». Задача была выстроить между участниками дружеские взаимоотношения. Сначала мы попробовали делать онлайн-вечеринки. Это хороший формат, но он не способствовал общению. Тогда мы организовали нашу первую деловую игру в онлайне «Легенды Гелиополиса» по мотивам Древнего Египта.

Как игры срывают маски

«Легенды Гелиополиса», как и многие другие игры, состоят из нескольких этапов. Первый этап — это сбор игроков. Участники получают письма с легендой и описанием сеттинга игры. Каждый выбирает персонажа и профессию с уникальными характеристиками и умениями. Некоторые будут полезны в переговорах, другие — при решении стратегических задач. От грамотного выбора персонажей игроками будет зависеть, насколько эффективно у команды получится выполнить задания.

Дальше участники попадают в чат в Telegram и собирают команду. Уже на этом этапе мы можем смотреть на лидерские качества, нацеленность на результат и на креативное мышление.

Второе этап — сама игра. Она сделана по принципам игры Dungeons & Dragons, но не в настольном варианте, а в формате Zoom-конференции. Сама игра не линейна, и развитие истории зависит от воображения и выборов, которые делают члены команды. Интерес подогревает оформление игрового пространства: анимационные ролики, графика и заставки, озвучка профессиональными актерами. Мы даже просили участников использовать большие проводные наушники и выключать свет на время игры для полного погружения в процесс.

Игру ведет гейм-мастер, он открывает роли во всех диалогах, описывает окружающий мир, управляет всеми переговорами и подает игрокам сюжетную завязку. Гейм-мастер заранее знает, какие ключевые события должны произойти, какие локации игроки могут исследовать и кто там обитает. При этом очень важно отметить, что действия игроков ограничены только их воображением, а значит прохождение игры командой уникально.

Пока студенты выполняли задания в игре «Легенды Гелиополиса» и решали, как поступить в конкретной ситуации, у них произошел нетворк малыми группами. Студенты наконец смогли пообщаться, не сидя на общей встрече с серьезными лицами, а лично и в креативной и веселой обстановке. Если раньше при решении кейса каждый занимал привычную для себя роль и модель поведения, в игре все могли по-новому взглянуть на коллег и на себя самого без масок. Даже человек, который изначально называл игру глупостью, через 20 минут начинал играть с азартом.

Какие задачи компании решают игры

Помимо интереса и удовольствия, которые испытывают участники, игра может решать проблемы внутренних коммуникаций.

Первая задача — нетворкинг. С помощью игры можно не только развлечь сотрудников, которые находятся в разных уголках страны и мира, но и помочь им наладить друг с другом контакт.

С помощью игры можно также наладить коммуникацию между отделами. Например, коллеги из IT и отдела продаж находятся в постоянной конфронтации. Или новый специалист из закупок понятия не имеет, с кем общается в бухгалтерии, потому что работает удаленно. Чтобы решить эту задачу, можно просто отправить игроков вместе побеждать злодея в выдуманной вселенной! Сотрудники настолько погружаются в прохождение квеста, что автоматически сплачиваются, действуют вместе и открываются друг другу с новой стороны. Если между отделами есть противоречия, можно включить в игру типы задачек, которые будут подсвечивать реально существующие проблемы.

Еще одна проблема — онбординг. Каждый раз, когда в команду приходит пять новых человек, вы можете провести их по игре, которая символизирует культуру компании, задачи и базовую идеологию, и дать им нужные знания.

Игровые механики также обучают навыкам. Я играл в игру, где участники были представителями разных рас на выдуманной планете. Задача игры была в том, чтобы договориться с другими расами о разделении ресурсов. В процессе мы должны были понять, какую расу представляет каждая команда. Такая игра учит уважать чужую культуру и понимать механику взаимодействия с ее представителями.

Наконец, игра помогает проверять навыки. При запуске программы «Master in Management Analytics», где управленцы учат применять аналитику данных в бизнесе, нам нужно было отобрать людей. Обычно это происходит в три этапа: анкета, собеседование и решение кейса в группе. Сначала отсеиваются те, кто нам не подходит по опыту или знаниям. Затем те, кто не подходит программе по задачам, которые ставят перед собой. Наконец, те, кто не способен работать в команде.

В момент запуска программы мы не хотели делать решение кейса, и заменили его игрой. По сути, мы переложили все вводные бизнес-кейса в игру. У студентов были энкаунтеры и герои, которые по скрипту вызывали какую-то задачку. За всем процессом наблюдали асессоры — наблюдатели. Они выставляли оценки по четырем метакритериям: вариативность мышления, умение работать в команде, толерантность к мнению других, нестандартность мышления.

После прохождения игры мы сравнивали полученные результаты кандидата на собеседовании и на игре и принимали окончательное решение по участию студента в программе

У меня есть задача: что делать?

Если у вашей компании есть задача, которую вы хотите решить с помощью игры,

можно обратиться к нам и, например, сказать: «Слушайте, у нас никто не понимает, кто такие айтишники и чем они занимаются. У вас есть какие-то форматы, которые помогут людям понять, про что они»? Или: «Нам важно научить сотрудников быстро принимать решения и брать в расчет много параметров. Как это сделать?». В первом случае мы изучим структуру департамента и выясним проблемы с помощью интервью. Во втором — интегрируем в игру сложные задачи, где нужно будет делать выбор исходя из разных составляющих.

Например, в отделе восемь человек занимаются разметкой данных. Большинство людей из другого отдела даже не понимают, что это такое. Тогда в игре будет задание, вписанное в сюжет, где нужно будет разметить данные. Сотрудники в процессе игры попробуют сделать то, что делают IT-специалисты, только в очень упрощенном формате. А уже на дебрифе мы объясним им, что IT-отдел как раз этим и занимается, только намного сложнее. Базово решение любой задачи выглядит так: диагностика, интервью ключевых стейкхолдеров и брейншторм команды. После мы создаем игру под задачи компании: сеттинг, механики, персонажи, варианты исходов игры.

***

Если у вас, вашей команды или компании есть задача, которую гипотетически можно решить с помощью игры, — напишите нам mba@skolkovo.ru, вместе подумаем, как ваш вопрос может быть решен с помощью игры.

(0)
(0)

Читайте также

Мы используем файлы cookie чтобы сделать сайт еще удобнее для Вас. Оставаясь с нами, вы соглашаетесь на обработку файлов cookie