24 января 2023
Статья

Как бизнесу развить операционную эффективность и зачем это нужно

Преподаватель бизнес-практики Школы управления СКОЛКОВО Павел Биленко на примере российских и зарубежных бизнесов рассказал, что такое операционная эффективность и зачем ее развивать в компаниях.
Как бизнесу развить операционную эффективность и зачем это нужно

Производственная система как основа операционной эффективности

Любое предприятие не сможет эффективно развиваться в современных реалиях без производственной системы. Это основа для построения операционной эффективности. Как говорил в одном из своих интервью Сергей Колесников из компании «Технониколь»: «Предприниматели не могут перейти к операционной эффективности и другим этапам создания цифровых инструментов, если у них нет производственной системы».

Производственная система — это тип организации производства, направленный на борьбу с потерями всех видов и во всех сферах деятельности. Один из способов развить производственную систему — вовлекать сотрудников. Например, внедрить формат квалификационного соревнования. Российский холдинг «Севергрупп» проводит интеллектуальные баттлы с участием сотрудников и генерального директора. Они соревнуются в знаниях на разные темы: проверяют свои силы в знаниях металлургического процесса. Каждый предприниматель может проводить что-то подобное в своей сфере через общение в рабочих чатах.

Пример из зарубежной практики: компания Mercedes-Benz выделяет лучших операторов. Основной критерий выбора связан с количеством улучшений и инициатив. Те работники, чьи предложения принесли максимальную ценность для компании, получают преференции.

Основные требования к производственной системе компаний и ее оценка

Чтобы выработать эффективную производственную систему, необходимо фокусироваться на трех основных составляющих:

Цифровые цели. Цели при реализации проекта производственной системы должны исходить из стратегических целей компании и доводиться до каждого сотрудника в виде оцифрованных показателей.

Комплексность. Производственная система — синергия функциональных направлений компании. Она должна охватывать все процессы и операции, связанные с созданием ценности для потребителя: конструкторская разработка продукта, технологическая подготовка производства, само производство, продажи, послепродажное обслуживание, логистика, финансовый блок, закупки и все остальные процессы.

Идеология и инструменты. Производственная система должна состоять из новой идеологии и выбранных инструментальных систем для решения задач компании. Система будет выстроена успешно, если все сотрудники будут понимать, к каким целям идет компания и почему именно к ним.

При интеграции производственной системы важно контролировать соблюдение сроков, прибыль и затраты. После того, как все эти требования будут соблюдены, а производственная система выстроена, можно переходить к самой операционной эффективности. 

Пять ключевых принципов операционной эффективности

У операционной эффективности есть несколько ключевых принципов

Value, ценность: что на самом деле покупают покупатели? В чем ценность в их глазах?

Value Stream Analysis, анализ потока создания ценности: как создается ценность?

Flow, выровненный поток: оптимизация, сглаживания потока создания ценности. 

Pull, вытягивание: запуск потока только по фактической потребности.

Perfection, совершенствование: неустанная погоня за устранением потерь.

Хороший пример — «Додо Пицца». У компании никогда бы не получилось вырасти из локального микробизнеса в компанию с присутствием во многих странах мира, если бы она не соблюдала основные принципы операционной эффективности. В «Додо Пицце» есть ценность, сотрудники ее постоянно анализируют. Есть управление клиентским временем ожидания доставки продукта, стандарты операционной процедуры на кухне. Все это помогает бизнесу активно расширяться.

Роль клиента в процессе операционной эффективности

Важно помнить, что для любого заказчика бизнес должен нести какую-то ценность, поэтому на все решения стоит смотреть глазами клиента. Деятельность, которая добавляет ценность, напрямую способствует удовлетворению потребностей заказчика. Не добавляет ценности все, что требует времени или ресурсов и при этом не способствует удовлетворению потребностей. Например, долгое ожидание.

В клиентском пути существует несколько десятков точек взаимодействия. Все их нужно постоянно улучшать, анализировать бизнес с позиции внутреннего клиента, сотрудников разных департаментов и услуг. Здесь появляется важная управленческая задача — трансформировать «голос клиента» в необходимые для улучшения процессов метрики.

Что мешает операционной эффективности

Необходимо иметь в виду восемь видов потерь:

— Транспортировка

— Лишние запасы

— Дефекты

— Ожидание

— Перепроизводство

— Излишняя обработка

— Излишние движения

— Человеческий капитал и потенциал

Так, успех братьев Макдональд и компании McDonald’s мог бы случиться раньше, если бы основатели предугадали возможные потери. В компании продолжительное время не получалось сократить время готовности заказа. Оказалось, что процесс приготовления фастфуда происходит медленно из-за плохо выстроенной навигации работников: люди сталкивались друг с другом и часто не знали, где лежат необходимые продукты. Как только компании удалось наладить и отточить процесс передвижения, количество потерь значительно снизилось, а сам бизнес стал гораздо успешнее.

Чек-лист для повышения общей производительности компании

Ниже собран чек-лист для развития производительности компании:

  • Не только руководители подразделений, но и руководители предприятий и акционеры активно и честно мыслят и действуют для развития компании.
  • Команда компании интегрирует операции и контроль качеств.
  • Создана карта потока создания ценности (КПСЦ) в форматах текущего и целевого состояния, регулярно актуализируется анализ ограничений и непроизводственных потерь с их устранением.
  • На предприятии работает сбор инициатив улучшений, действуют бизнес-процессы мотивации людей по результатам внедрения улучшений.
  • Разработана и интегрирована производственная система, определены и подтверждены факторы влияния производственной системы на производительность компаний.

***

Если вы хотите изучить ключевые элементы операционной эффективности, разобрать практики создания производственных и бизнес-систем для повышения эффективности компании, присоединяйтесь к программе Школы управления СКОЛКОВО «Операционная эффективность».

(0)
(0)

Читайте также

Мы используем файлы cookie чтобы сделать сайт еще удобнее для Вас. Оставаясь с нами, вы соглашаетесь на обработку файлов cookie