Эти вопросы стали центральными на предпринимательском диспуте «Игра за будущее» в Школе управления СКОЛКОВО, где оппонентами выступили выпускники программы «СКОЛКОВО Практикум» Евгений Журавлев, сооснователь и управляющий собственник компании НПО «Экосистема», и Иван Молчанов, основатель и директор группы компании «Трансгаз».
Глобальный контекст: почему инфраструктура в кризисе?
По данным ООН, объем инвестиций в развитие инфраструктуры за последние два года сократился на 20%. Последствия ощущаются во всем мире: 18% питьевой воды в США и Европе теряется из-за утечек в изношенных трубопроводах, а 40% европейских энергосетей выработали свой ресурс. При этом активно развивается цифровая инфраструктура, но ее контролируют крупные корпорации. По данным Synergy Research, 60% мировых дата-центров контролируются тремя корпорациями — Amazon, Microsoft и Google. Зависимость от частных инфраструктурных решений обходится дорого: например, Дания за семь лет удвоила расходы на лицензии Microsoft, а ее инвестиции в суперкомпьютеры достигли 700 млн датских крон, то есть почти 10 млрд рублей.
Перед бизнесом стоит выбор: полагаться на государственную поддержку, искать частные решения или мириться с растущими издержками. Разбираемся, какой подход эффективнее в долгосрочной перспективе.
Инфраструктура города: кто формирует ее облик?
Город — это сложная экосистема, элементы которой создают базовые условия для жизни и экономической деятельности. Однако важно различать саму инфраструктуру — дороги, трубы, сети — и услуги, которые на ней оказываются — доставка, водоснабжение, связь. При этом инфраструктура крайне неоднородна: энергетика, транспорт, телекоммуникации — каждая из этих сфер требует отдельного рассмотрения через призму предпринимательской деятельности.
«Инфраструктура — фундамент и ресурс, на котором разворачивается предпринимательский замысел, но не источник дохода — подчеркивает Евгений Журавлев, сооснователь и управляющий собственник компании НПО «Экосистема». — Доход приносят сервисы, а сама инфраструктура лишь создает для них условия. Например, кабель в земле — это просто кабель, а услуга передачи электроэнергии — это уже бизнес».
Он отмечает, что городская инфраструктура формируется десятилетиями, в то время как предприниматель мыслит в более краткосрочном горизонте. Если возложить ответственность за развитие города только на бизнес, возникнут перекосы: избыток коммерческих услуг при дефиците жизненно важных систем. «Город — часть экосистемы. Его энергосети и транспорт не могут существовать автономно. Да, возможны модели государственно-частного партнерства, но стратегическое планирование — прерогатива власти».
Иван Молчанов, основатель и директор группы компаний «Трансгаз», придерживается несколько иной точки зрения: «Предприниматели играют ключевую роль в развитии инфраструктуры. Возьмите Владивосток — многие значимые объекты последних 20 лет построены бизнесом. Государство может вложить сотни миллиардов, но без частных инвестиций в жилье и сервисы эта территория не сможет раскрыть свой полный потенциал».
«Предприниматель лучше других понимает, как соединить спрос, мощности и инфраструктурные решения. Посмотрите на Байконур — если бизнес не переориентирует его на космический туризм, город рискует прийти в упадок», – утверждает он.
Два взгляда, две логики. С одной стороны — предпринимательская инициатива как драйвер развития, с другой — системное планирование как гарантия сбалансированности.
Страна: кто прокладывает магистрали будущего? / Национальный уровень: кто задает вектор развития?
Национальная инфраструктура формирует основу экономического развития всей страны, определяет ее конкурентоспособность на десятилетия вперед. Но как задать направления этого развития?
Иван Молчанов приводит примеры эффективности частных инвестиций: «Возьмите строительство железной дороги к новому порту в Хабаровском крае — 500 км за 2 года против стандартных 5 лет по государственным нормативам. Предприниматель мыслит категориями окупаемости, поэтому работает на опережение». Он обращает внимание на уникальную российскую модель: «Госкорпорации сочетают государственные полномочия с бизнес-подходом, но именно предпринимательская логика делает их проекты жизнеспособными».
Евгений Журавлев считает, что национальная инфраструктура — это прежде всего инструмент территориального развития и экономической интеграции, и акцентирует: отдельные корпоративные проекты, даже масштабные, не заменят системного подхода: «Железная дорога к руднику — безусловно важный объект, но станет ли она элементом общегосударственной сети после истощения запасов этого рудника?» Евгений проводит четкую границу: «Если объект обслуживает единственное производство — это часть техпроцесса, а не инфраструктура в полном смысле».
Особое внимание он уделяет налоговой системе как форме коллективного финансирования инфраструктуры: «Как для юридических, так и для физических лиц, налоги — это “подписка” на инфраструктуру: зачем бизнесу дублировать эти расходы?»
Различие подходов особенно заметно в цифровой сфере. Молчанов видит в частных компаниях естественных драйверов технологического прогресса: «Яндекс — создала экосистему, которая вышла на международный уровень. Бизнес естественным образом формирует цифровую среду, в которой государство вынуждено догонять и регулировать уже сложившиеся сервисы». Евгений Журавлев, наоборот, подчеркивает необходимость сохранения государством функции стратегического контроля.
Мир: кто будет управлять глобальными сетями?
Глобальная инфраструктура — от спутниковых группировок до подводных интернет-кабелей — требует новых подходов к управлению. Эксперты предлагают разные взгляды на эту проблему.
Иван Молчанов приводит пример Starlink: «Частные компании способны быстро развернуть глобальную инфраструктуру и решать задачи, которые государственные организации развивали бы гораздо более длительное время».
Евгений Журавлев соглашается, но добавляет: «Спутник — это лишь платформа. Важно, чтобы доступ к услугам на ее основе регулировался международными нормами». В качестве успешного примера он приводит Международную организацию гражданской авиации (ИКАО): 193 страны согласованно управляют сложной системой и находят баланс между суверенитетом и глобальным взаимодействием.
В отношении дата-центров позиции также расходятся. Иван Молчанов настаивает, что будущее за прямыми договоренностями между бизнесами: «Когда Microsoft и Oracle договариваются об интеграции облачных решений, это происходит быстрее любых межправительственных соглашений». Журавлев предлагает взвешенный подход: «Нужно различать инфраструктуру как платформу и услуги на ее основе. Первое может быть частным, второе требует общественного контроля. В противном случае мы рискуем получить мир, где пять-шесть корпораций будут определять, как человечество общается, получает информацию и даже мыслит».
Эта дискуссия отражает ключевой вызов современности: как совместить инновационную энергию бизнеса с долгосрочными интересами общества. Спутники и облачные технологии уже стерли географические границы — настала очередь трансформировать системы управления ими.
Оба эксперта сходятся в главном: без инфраструктуры нет экономического развития. Вопрос не в том, как найти баланс между частными и общественными интересами. Журавлев предлагает путь через развитие международных институтов, Молчанов — через развитие частно-государственных партнерств и прямые договоренности между бизнес-структурами.
Их диалог показывает: в современном взаимосвязанном мире нам еще предстоит выработать оптимальную модель управления, которая сохранит и предпринимательскую инициативу, и системное регулирование для обеспечения устойчивости глобальных систем.