Основным критерием успеха в бизнесе традиционно считаются финансовые показатели. Однако в условиях современной экономики этого становится недостаточно.
Бизнес сталкивается с ростом требований со стороны регуляторов, потребителей, сотрудников и общества в целом. Эти требования относятся не только и не столько к финансовым показателям, сколько ставят вопрос о влиянии бизнеса на людей и окружающую среду.
Сегодня уже недостаточно предлагать потребителям товары и услуги приемлемого качества и цены. Фактором конкурентоспособности бизнеса становится его социальное и экологическое воздействие, что подразумевает разработку и реализацию соответствующей стратегии, а также достраивает систему принятия управленческих решений социальными и экологическими параметрами (импакт-параметрами).
Импакт (или социальное воздействие) представляет собой изменения в качестве жизни людей и состоянии окружающей среды, вызванные деятельностью организации. Он становится объектом управления наряду с финансовыми результатами.
При этом базовое целеполагание в этой сфере предусматривает, чтобы такие изменения были положительными и носили долгосрочный, устойчивый характер.
В деловой среде даже появился термин «импакт-экономика», означающий систему экономических отношений, где бизнес планирует, оценивает и коммуницирует показатели своего социального воздействия наравне с долей рынка, выручкой, расходами и денежными потоками, а потребители и инвесторы делают выбор в пользу более социально ответственных брендов.
Насколько такой подход практикуется в российском бизнесе?
Давайте посмотрим на этот вопрос в трех перспективах:
- Какие фундаментальные изменения лежат в основе импакт-экономики;
- Как трансформируются условия функционирования бизнеса в части требований регулятора, финансовых институтов и общества;
- Какие реальные изменения в связи с этим происходят в предпринимательской деятельности.
Фундаментальные факторы
В основе постепенного формирования новой системы экономических отношений лежат три фундаментальных фактора:
Демографические изменения и развитие медицины: рост средней продолжительности жизни и развитие медицинских технологий сопровождаются увеличением доли пожилых людей и лиц с ограниченными возможностями.
По прогнозам Росстата, к 2046 году наибольшая доля населения России придется на возрастную группу 55–59 лет, в то время как в 2023-м это группа 35–39 лет. Меняются структура населения, нагрузка на экономическую систему, потребительское поведение.
Экологические вызовы: рост антропогенного влияния и сокращение доступности базовых ресурсов, поиск возможностей переработки и вторичного использования сырья, изменения в моделях производства.
Например, целевая доля вторичного сырья в российской промышленности, по данным Минпромторга, должна составить 34% к 2030 году.
Развитие технологий и информационная открытость: благодаря глобальному распространению интернета и медиатехнологий общественность становится более информированной и оснащенной инструментами влияния и, как следствие, более активной в вопросах экологии и социальной ответственности компаний.
Пример – создание Открытой экологической платформы «Российские Зеленые», которая работает на принципе «больших данных»: агрегирует данные качества воздуха в городах России и предлагает жителям установить датчики у себя дома и настроить передачу информации на общую платформу.
Условия ведения предпринимательской деятельности
Рост регуляторных требований. В последние 10 лет в России шло активное развитие законодательства в экологической и социальной сферах.
Этот процесс включал в себя расширение ответственности производителей (утилизация упаковки от продукции), обязательную отчетность крупного бизнеса о выбросах парниковых газов, уточнение требований маркировки органической продукции, оформление «зеленой» и социальной таксономии – стандартов для инвестиционных проектов на основе принципов устойчивого развития – и др.
Учет социальных и экологических факторов в банковском секторе, формирование практики импакт-инвестиций. Крупнейшие российские банки, проводя оценку деятельности заемщиков, стали учитывать социальные и экологические риски.
На фоне выпущенных стандартов зеленых и социальных проектов ряд банков стал маркировать соответствующие кредиты в своих портфелях – уже выданные и новые. По оценкам Национального рейтингового агентства, на конец 2024 года объем выданных кредитов устойчивого развития составил порядка 6 трлн руб.
Вопрос о специальных условиях финансирования для зеленых и социальных проектов обсуждается в России уже несколько лет, но решения носили точечный характер. В начале 2025-го ЦБ сообщил о планируемом снижении риск-веса по кредитам и облигациям, направленным на финансирование «зеленых» проектов, что создаст системные предпосылки для предоставления заемщикам более выгодных условий.
Помимо механизмов для бизнеса, на российском рынке появились и розничные решения, ориентированные на ответственных потребителей – например, «зеленая» ипотека.
Московская биржа ввела маркировку облигаций, включенных в созданный ранее Сектор устойчивого развития. К наименованию инструмента добавлено дополнительное обозначение «s» – «sustainability» (устойчивость – англ.), – которое означает, что эмитент ценной бумаги придерживается принципов устойчивого развития.
Эта маркировка позволяет инвесторам, разделяющим принципы ответственного инвестирования, целевым образом формировать портфель.
Параллельно с механизмами для крупного бизнеса в России постепенно формируется рынок импакт-инвестиций, в функционирование которого включены такие фонды и площадки, как «Zerno VС», «Навстречу переменам», «Импактус» и др.
Импакт-инвесторы делают выбор в пользу компаний, которые, помимо финансовых результатов, демонстрируют высокие показатели положительного социального воздействия.
Рост общественных ожиданий, доли ответственных потребителей и сотрудников. Большинство россиян обеспокоены социальными и экологическими проблемами. 67% при этом указывают на загрязнение вод, почвы и воздуха, 56% – на ухудшение здоровья населения, 55% – на большое количество мусора на полигонах. 52% опрошенных ожидают от бизнеса участия в решении социальных проблем, а в решении экологических – 76%.
На фоне роста общей осведомленности россиян и их обеспокоенности социальными и экологическими вопросами растет и тренд на ответственное потребление – осознанный выбор в пользу брендов, демонстрирующих социальную ответственность. Ответственные бренды вызывают больше доверия, чем обычные компании, это отмечают 60% опрошенных.
Более того, потребители голосуют рублем и открыто высказывают критику в адрес брендов. Яркий пример – кейс Natura Siberica, когда компания столкнулась с репутационным вызовом. Покупатели продукции писали в социальных сетях о недопустимости использования в косметической продукции бренда, позиционирующего себя как экологичный, пантокрина (экстракта, извлекаемого из неокостеневших оленьих рогов). Последующий опрос потребителей, проведенный компанией, привел к отказу от использования этого компонента.
Молодое поколение сотрудников придает все бо́льшее значение социальным и экологическим аспектам деятельности работодателя. Исследование Московской школы управления СКОЛКОВО показало, что более 2/3 зумеров и миллениалов в России готовы сделать выбор в пользу устойчивой компании, даже если заработная плата будет меньше. При этом наиболее частой причиной (23%) смены компании на более устойчивую называют наличие смысла у новой работы и возможности приносить пользу миру.
Таким образом, бизнес оказывается в ситуации, когда социальное воздействие находится в фокусе внимания регулятора и финансовых институтов и становится новым критерием принятия решений для потребителей и сотрудников.
Стратегии социального воздействия
Эти процессы формируют новый для бизнеса вызов – необходимость увеличения объемов производства при сокращении потребления ресурсов и одновременном обеспечении своей деятельности высокой общественной приемлемости, что ставит вопрос о выборе стратегии социального воздействия.
Традиционный бизнес: минимизация рисков
Компания создается для получения прибыли. При принятии решений финансовые показатели имеют абсолютный приоритет относительно показателей социального и экологического воздействия.
Последние учитываются в части регуляторных рисков и их минимизации, выполняются требования по работе с персоналом, обращению с отходами, отчетности и т. д. Программа управления социальным воздействием отсутствует. В PR-целях компания может проводить экологические и социальные акции без привязки к сфере деятельности.
Социально ответственный бизнес: управление рисками и использование возможностей
В фокусе – минимизация рисков и использование возможностей для создания положительного воздействия, укрепления бренда и развития новых бизнес-направлений. Финансовые показатели сохраняют приоритет относительно социальных и экологических, однако последние начинают рассматриваться через влияние на долгосрочный финансовый результат.
Характерны: выпуск ESG-стратегии, реализация эко- и социальных проектов, связанных с ядром бизнеса, оптимизация операционной деятельности, выпуск товаров для ответственных потребителей.
Социально ориентированный бизнес: выбор сектора
Бизнес исходно создается в сферах с очевидным социальным и / или экологическим эффектом: образование, здравоохранение, управление отходами и т. д. Социальное воздействие напрямую связано с финансовыми показателями: количество пациентов, студентов, объем отходов.
Зона развития для таких компаний – применение критериев социального и экологического воздействия ко всем аспектам деятельности: инфраструктуре, логистике, производству, а также к оценке постэффектов для потребителей.
Социально-преобразующий бизнес (импакт-бизнес): поиск баланса
Компания исходно создается для решения социальных и экологических проблем, что определяет подход к бизнес-модели – выбор целевой аудитории, дизайн решений через анализ реальных потребностей, использование разнообразных финансовых источников, чтобы сделать решения доступными и расширить охват пользователей.
Финансовые показатели и метрики социального воздействия при принятии управленческих решений имеют равное значение. Вызовом для таких компаний является выход на устойчивую экономическую модель.
Благотворительность: ставка на воздействие
Благотворительные организации (так же, как импакт-бизнес) создаются для решения социальных и экологических проблем. Функционируют в сферах, где рыночные механизмы не работают, а государственные решения отсутствуют или требуют достройки в интересах благополучателей.
Для обеспечения системной помощи НКО задействуют разнообразные воспроизводимые источники поступлений, включая оказание платных услуг и эндаументы. Финансовые показатели рассматриваются через призму максимизации социального воздействия.
Учитывать невозможно игнорировать
Число российских компаний и руководителей, которые «ставят запятую» в этой фразе после первого слова и начинают рассматривать социальное воздействие как фактор конкурентоспособности, постепенно растет, а спектр вовлеченных отраслей расширяется.
Сегодня к ним относятся как B2B, так и B2C-компании. В их число входят предприятия в сфере энергетики, финансов, тяжелой и химической промышленности, металлургии, розничной торговли, пищевой промышленности, телекоммуникаций, креативной экономики и проч.
Для ряда российских фирм в сферах туризма, моды, дизайна, косметических средств, здорового питания социальное воздействие лежит в основе философии и позиционирования бренда.
По оценкам платформы «Инфрагрин», численность российских компаний, которые выступают лидерами социальной и экологической повестки, активно и последовательно внедряют соответствующие корпоративные практики и публикуют нефинансовую отчетность, составляет около 150. Они относятся в основном к категории социально ответственного бизнеса (см. диаграмму). А участников ЭКГ-рейтинга*, по данным на 2025 год, более 7 млн**, включая социальных предпринимателей.
Дополнительные источники
Для более детального погружения в тему социального воздействия можно использовать ряд инструментов: анализ воздействия бизнеса на цепочке добавленной стоимости, анализ краткосрочных и долгосрочных изменений и др.
Подробнее со стратегиями социального воздействия и инструментами можно ознакомиться в материалах Школы управления СКОЛКОВО:
Открытый онлайн-курс «Социальное предпринимательство», подготовленный совместно со Сбером;
Исследование «Золотой стандарт импакта»;
Чат-бот для подбора метрик социального воздействия: @Greta_ESG_bot.
Если вы хотите рассказать о своем кейсе, узнать об образовательных и консультационных возможностях, вы можете направить свой запрос на адрес: impact_navigator@skolkovo.ru.
* ЭКГ-рейтинг ответственного бизнеса – Национальный стандарт «Индекс деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности».
** Общая цифра, безотносительно уровня практик.