06 октября 2021
Статья

Чем бенчмаркинг отличается от KPIs

Бенчмарки, или эталонные показатели — это ориентиры для сравнения компаний, а KPIs — целевые показатели в соответствии с принятыми стратегиями. Об отличиях, а также плюсах и минусах рассказывает директор департамента корпоративного обучения Московской школы управления СКОЛКОВО Денис Конанчук
Чем бенчмаркинг отличается от KPIs
Источник: Бизнес-школа СКОЛКОВО
«Отличие в том, что KPI — это больше внутренняя работа, ориентированная на особенности компании и результат договоренностей руководства и исполнителей. Бенчмаркинг — это всегда взгляд извне, описание уже сложившейся деятельности конкурентов или эталонных компаний», — объясняет Конанчук РБК.Трендам.

Он отмечает, что на практике часто встречаются ситуации, когда компании просто переносят показатели бенчмарков в свои KPIs; но это, по его словам, ошибка, так как не учитываются все контексты, в которых существует компания.

Плюсы

Если компании удалось собрать качественные данные для сравнения, то бенчмаркинг будет иметь ряд плюсов:

  • Скорость.
  • Превентивность.
  • Применение лучших практик.
  • Доступность.

Как отмечает Денис Конанчук, бенчмаркинг в целом открывает большое пространство для улучшений внутри самой компании, когда ставится вопрос — почему у лучших компаний получается, а у нас пока нет?

Минусы

  • Не отвечает на вопрос «как».

Несмотря на перечисленные плюсы, бенчмаркинг имеет ряд недостатков. По мнению Дениса Конанчука, ограничение этого метода в том, что он подробно отвечает на вопрос «что нужно делать», но дает мало подсказок на вопрос «как».

«Бенчмаркинг — это вершина айсберга, он дает верхние измеримые показатели, целевые ориентиры. Но секрет успеха состоит в том, как их достичь. И здесь нет одной правильной стратегии и «золотого» решения. Все компании разные по контексту, корпоративной культуре, ресурсам и так далее», — говорит директор департамента корпоративного обучения СКОЛКОВО.

По его словам, следом за бенчмаркингом должен идти творческий процесс выработки новых нестандартных решений руководителями — это позволит найти свой путь к рыночному успеху.

  • Не работает в инновациях.

Вторым серьезным ограничением, по словам Конанчука, является то, что бенчмаркинг работает в основном для готовых проектов, которым требуются улучшения.

«Например, когда есть продукт, но нужно поменять процессы, чтобы сделать его чуть дешевле или лучше. Или наоборот, когда есть отлаженный процесс и ты ищешь возможность делать на нем новые продукты и решения. В данном случае можно «подсматривать» у конкурентов», — говорит он.

Но бенчмаркинг плохо работает в зоне инноваций, когда компании приходится иметь дело с двумя и больше неизвестными. Скорее всего, бенчмаркинг будет не применим, когда компания хочет выпустить новый продукт, но до конца не понимает, каким он должен быть и как его сделать.

Рост популярности

Из-за растущей конкуренции бенчмаркинг стал одним из самых распространенных инструментов управления компаниями.

При этом, говорит Денис Конанчук, меняется подход к бенчмаркингу.

«Если раньше многие компании хотели выбирать себе эталон из своей отрасли, что-то похожее на текущей бизнес, то сегодня многие стараются «подсматривать» и сравнивать себя с лидерами других рынков, так как многие бизнес-модели и решения в современном мире неплохо переносятся из одной отрасли в другую», — говорит он.
(0)
(0)

Читайте также

Мы используем файлы cookie чтобы сделать сайт еще удобнее для Вас. Оставаясь с нами, вы соглашаетесь на обработку файлов cookie