13 декабря 2021
Статья

Чего ожидать руководителям госсектора сегодня: топ вызовов и дилемм

Мы все живем в непростом, но очень интересном историческом периоде, когда все устоявшиеся догмы и мировоззрения подвергаются критике и пересмотру. Это относится к любому сектору нашей деятельности. Не обошел стороной этот процесс и принципы государственного управления в нашей стране.
Чего ожидать руководителям госсектора сегодня: топ вызовов и дилемм
Источник: Chang Duong on Unsplash

Ольга Семенова, директор региональных программ B2G Школы управления СКОЛКОВО, автор программы «Результативные коммуникации в госуправлении», составила список главных вызовов и управленческих дилемм, возникших сегодня перед руководителями в сфере госуправления.

Администрирование vs управление развитием

Эта управленческая дилемма сложилась в результате наложения сразу нескольких факторов: дефицита ресурсов, роста конкуренции (в том числе глобальной), негативной экономической и внешнеполитической ситуации. В результате традиционная и такая комфортная модель администрирования (читай «распределения ресурсов») начинает давать сбой. Если раньше при стабильном спросе на сырье и общей предсказуемости глобального развития администрирование обеспечивало относительную стабильность и баланс, не мотивировавшие госуправленцев выходить из зоны комфорта, то сейчас эта зона стала уж очень маленькой, чтобы на ней устойчиво расположиться.

Возникает необходимость шире смотреть вокруг себя и пытаться найти новые точки роста, не требующие крупных инфраструктурных вложений, но обеспечивающие кратный рост экономики. Как правило, эти точки находятся вне сложившихся «опорных» индустрий, и зачастую их непросто заметить. А значит, необходимо определить, на появление каких новых типов экономической деятельности управленческие команды территорий могли бы сделать ставку (и тут важно не увлечься модными трендами, часто не имеющими под собой никаких оснований), понять, есть ли для них рынок сейчас или в будущем, и сосредоточиться на создании условий для их проявления и развития. Главное в этом не переборщить с самими условиями, чтобы не получить в итоге кучу заявок от «профессиональных грантополучателей» и прочих охотников за бесплатными ресурсами. Если команде удастся реализовать такой переход, то можно говорить о том, что помимо столь необходимого в государственном управлении администрирования, команда начинает управлять развитием территории.

Многосценарность

Нассим Талеб, создатель теории «черного лебедя», возможно, и сам не до конца представлял, что он станет настолько провидцем. Более того, никто не думал, что «черные лебеди» перестанут быть редкостью и заполнят собой все: экономику, политику, здравоохранение, экологию и многое-многое другое. Как бы банально это ни звучало, но мир действительно здорово изменился. А главное, уже никогда не станет прежним. Это значит, что и подходы в государственном управлении тоже вынуждены будут измениться, и речь, в первую очередь, идет о смене модели стратегирования.

Тут руководителей ждет очередной выход из зоны комфорта, а именно: отказ от ставшего архаичным стратегического планирования. Они уже не могут, как прежде, исходить из точного прогноза светлого будущего (реализации которого ничто особо не мешает) и считать, что главное — точно следовать разработанному плану (а вся неопределенность связывается только с тем, по какому «сценарию» пойдет реализация этого плана — по пессимистичному, целевому или оптимистичному).

Но мы-то теперь знаем, что лебеди небелого цвета существуют на самом деле и прилететь очередной из них может в любой момент. А значит, необходимо думать о том, какие сценарии могут быть запущены появлением одного из многочисленных пернатых. Ответом может стать сценирование (сценарное планирование) как метод работы с неопределенностью, позволяющий предусмотреть различные сценарии развития внешней ситуации и искать возможности и определять планы реагирования для каждого сценария. Крайне важно овладеть этой компетенцией на командном уровне, чтобы повысить шансы благополучного преодолеть кризисные ситуации.

Человекоцентричность

Если в прежние годы руководители в государственном секторе были сосредоточены на внешнем контексте управления (экономический рост, социальная стабильность и прочем), то сейчас ситуация настолько непростая и многосоставная, что требует работы не только с итоговыми показателями, но и с внутренними ресурсами и резервами команды. Работая в такой обстановке, люди достаточно быстро начинают выгорать, терять мотивацию и даже болеть. Постоянный стресс, неопределенность, повышенный контроль и общая негативная среда требуют от управленца «пересборки себя», более пристального анализа своего опыта, используемых способов действия, сильных сторон и ограничений с тем, чтобы понять, каким образом ему подготовиться к преодолению все более сложных вызовов. Какие новые компетенции ему понадобятся, а от каких придется отказаться. На этот запрос, к сожалению, текущая устоявшаяся модель обучения госслужащих ответить не может, так как она создана для того, чтобы обучать решению стандартных задач с понятными условиями, требующих знания норм, процедур, процессов и степени ответственности.

Над развитием компетенций, необходимых госуправленцам в кризисных ситуациях, она не работает. Более того, открытым является вопрос, какие компетенции необходимы для преодоления кризисных ситуаций. Существует гипотеза, что единого стандартного решения тут быть не может, а значит, на передний план выходит центрирование на человека и его компетенции в госуправлении, а именно: что есть человек в системе, как он развивается, что делает его успешным. На этом и должна строиться система развития руководителей государственного сектора.

Коммуникации: кризис доверия и управление ожиданиями

Не секрет, что с какой бы средой условный чиновник ни решил выстроить взаимодействие, изначально она будет настроена к нему или настороженно, или негативно. Доверие перестает быть абстрактным и популистским термином в госуправлении. Коммуникации перестают быть кругом обязанностей только пресс-секретарей и специальных служб. Случайные обещания перестают забываться теми, кому они были даны. Все оставляет свой след в информационном пространстве. Зачастую этот след может серьезно усложнить управленческую деятельность, а иногда и вовсе ее остановить.

Многие вполне себе успешные руководители почему-то продолжают считать, что коммуникации — это что-то, напрямую их не касающееся, и предпочитают передавать эту функцию в смежные службы, тогда как от того, насколько успешно они владеют этой компетенцией, зависит их эффективность и карьера. Сложно представить себе столь же сложную и многокомпонентную компетенцию, как коммуникации. Ораторское мастерство и PR — всего лишь одни из винтиков этой сложной машины, в которую также входит работа с заинтересованными лицами, переговоры, управление ожиданиями населения, работа с чрезвычайными ситуациями, негативной средой, внутреннее и межведомственное взаимодействие, коммуникация «успеха» и многое-многое другое.

В каждом из этих блоков есть набор огромного количества инструментов и навыков, которым можно научиться, а также начать управлять коммуникационным полем как большим слаженным механизмом для достижения своих стратегических задач.

Можно, конечно, считать перечисленные вызовы маловажными по сравнению с глобальными экономическими и политическими кризисами, но если не разобраться с ними, то решать проблемы развития страны будет намного сложнее и ресурсозатратнее. Поэтому важно начинать учиться работать с такими задачами и готовить себя к их будущему значительному усложнению.

Задаваясь вопросом значимости коммуникаций как одного из современных вызовов в госуправлении, мы создали первую открытую программу B2G-направления Школы управления СКОЛКОВО «Результативные коммуникации в госуправлении»

(0)

Узнать больше о программе

(0)

Читайте также

Мы используем файлы cookie чтобы сделать сайт еще удобнее для Вас. Оставаясь с нами, вы соглашаетесь на обработку файлов cookie