Бизнес-школа СКОЛКОВО и ВЦИОМ: почему российское общество не доверяет предпринимателям

Monday, 09 October 2017

Москва, 9 сентября, 2017 г. – Бизнес-школа СКОЛКОВО совместно с Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляют данные двух независимых исследований, посвященных теме предпринимательства в России.

СКОЛКОВО: Бизнес-школа СКОЛКОВО и ВЦИОМ: почему российское общество не доверяет предпринимателям

Отношение к бизнесу в нашей стране дифференцируется в зависимости от его масштаба: к малому и среднему бизнесу россияне относятся лучше, нежели к крупному (положительно: 90% против 67%). Фиксируется тренд на улучшение отношения к малому и среднему бизнесу, по сравнению с предыдущими периодами: по данным последних опросов 90% выражают к нему положительное отношение (с 79% в 2009 г.).

Доверие к профессии предприниматель в российском обществе не сформировано: несмотря на существенное снижение недоверия (с 45% в 2010 г. до 27% в 2017 г.), доля не доверяющих предпринимателям все еще превышает долю доверяющих (27% против 22%).

Уровень предпринимательской активности изменяется: доля желающих открыть свой бизнес постепенно снижается (с 32% в 2008 г. до 22% в 2017 г.), а оценивающих подобную перспективу как нежелательную – растет – с 49% в 1991 г. до 68% в 2017 г. В то же время уже 7% опрошенных россиян сообщают, что у них есть свой бизнес (в 1991 г. – 2%). Большую заинтересованность в этом вопросе проявляют мужчины, люди среднего возраста, с высшим образованием, жители «миллионников».

Главным фактором успеха в бизнесе россияне в целом считают наличие стартового капитала (53%), а его отсутствие – одним из главных препонов на пути начинающих предпринимателей (18%). Также отмечается значимость команды (34%), личных качеств (24%) и др. Начать собственное дело, по словам опрошенных, помогли бы, в первую очередь, улучшение материального благосостояния и «финансовая подушка».

Если по вопросу об условиях успешного ведения бизнеса данные всероссийского исследования и опроса бизнесменов схожи, то по вопросу о барьерах ситуация обратная. По данным опроса ВЦИОМ, россияне считают бюрократию и административное давление основными и неизменными барьерами при открытии бизнеса в России. За 8 лет исследований фактор административного давления на бизнес остался неизменным (27% в 2009 году и 26% в 2017 году). По данным, полученным бизнес-школой СКОЛКОВО, на первое место среди препятствий предприниматели ставят создание команды/трудность в подборе сотрудников (31%), нехватку опыта и знаний у самого предпринимателя (31%) и личные барьеры/страхи/неуверенность предпринимателя (26%). Бюрократия же, административное давление и большое количество проверок не попали в ТОП-3 препятствий при открытии своего бизнеса.

Самым популярным ответом аудитории бизнес-школы СКОЛКОВО на вопрос «Если бы от Вас зависело развитие предпринимательства в стране, то какое решение на уровне государства Вы бы приняли в первую очередь?» стало предложение снизить налоги или ввести налоговые каникулы для новых бизнесов (36% опрошенных).

Предложения от предпринимателей к российским властям можно объединить в три основных блока: 1) финансовая поддержка предпринимательства: снижение налогов (36%), снижение ставок по кредитам (12%), поддержка и субсидии (7%); 2) административное регулирование: упрощение отчетности/бюрократии (10%), независимый суд (7%) и сокращение проверок (5%); 3) образовательная и консультационная поддержка предпринимателей: введение предмета «Предпринимательство» в школах и ВУЗах (5%), образовательные программы и консультации для предпринимателей (по 5%) и др.

Роль бизнеса в целом в нашем обществе оценивается положительно: три четверти граждан (74%) говорят, что деятельность предпринимателей идет на пользу людям. Основную пользу от бизнеса россияне видят в увеличении занятости населения путем создания рабочих мест (28%), а также пополнении государственного бюджета (13%), повышении доступности (12%) и ассортимента товаров и услуг (10%).

Генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров: «За три десятилетия легального развития частного бизнеса в России отношение нашего общества к предпринимателям сильно эволюционировало. Эта профессия стала более привычной, нормальной и востребованной, огульного критицизма и зависти к бизнесменам стало меньше. Тем не менее недоверие к деловому сословию в нашей пока ещё очень небогатой стране сохраняется, и необходимо иметь это в виду как политикам, так и авторам экономических программ».

Президент Московской школы управления СКОЛКОВО Андрей Шаронов: «Важно отметить две вещи по итогам опроса. Во-первых, мне очень импонирует, что российское бизнес-сообщество становится более зрелым: предприниматели и менеджеры, опрошенные бизнес-школой, не жалуются на административные барьеры. Они готовы вести бизнес в России, самые сложные для них вещи - это выбор правильной команды, нехватка знаний и умение преодолевать собственные страхи. Второй важный момент, когда мы говорим про взаимоотношение бизнеса и государства – все должны понимать, что работа должна идти в обе стороны. И государство должно уметь разговаривать с бизнесом, и сами предприниматели должны хотеть искать информацию, знать, какие есть льготы и возможности, и пользоваться ими».


Инициативный всероссийский опрос «ВЦИОМ-Спутник» проведен 28-29 июля 2017 г. В опросе принимают участие россияне в возрасте от 18 лет. Метод опроса – телефонное интервью по стратифицированной двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров объемом 1200 респондентов. Выборка построена на основе полного списка телефонных номеров, задействованных на территории РФ. Данные взвешены на вероятность отбора и по социально-демографическим параметрам. Для данной выборки максимальный размер ошибки с вероятностью 95% не превышает 3,5%. Помимо ошибки выборки смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

В 2008-2016 гг. были проведены квартирные опросы.

Исследование бизнес-школы СКОЛКОВО проведено в сентябре 2017 г. Сбор данных реализован с помощью онлайн опроса. Основу выборки составила база контактов бизнес-школы СКОЛКОВО. Целевая аудитория: предприниматели/владельцы бизнеса, руководители высшего и среднего звена. Всего в исследовании приняли участие 479 человек.

СКОЛКОВО: Бизнес-школа СКОЛКОВО и ВЦИОМ: почему российское общество не доверяет предпринимателям СКОЛКОВО: Бизнес-школа СКОЛКОВО и ВЦИОМ: почему российское общество не доверяет предпринимателям
 
 
СКОЛКОВО: Бизнес-школа СКОЛКОВО и ВЦИОМ: почему российское общество не доверяет предпринимателям СКОЛКОВО: Бизнес-школа СКОЛКОВО и ВЦИОМ: почему российское общество не доверяет предпринимателям
 
 

Add comment


Security code
Refresh

 

 

 

 

 




Facebook Comments