21 марта 2024
Статья

Принципы эффективного управления проектами: рассказывает профессор СКОЛКОВО

Павел Алферов, профессор бизнес-практики Школы управления СКОЛКОВО, ответил на вопросы про управление проектами.
Принципы эффективного управления проектами: рассказывает профессор СКОЛКОВО
Источник: Unsplash

Каковы основные принципы создания эффективной команды?

Моделей команд существует очень много. Можно посмотреть подборку на английском языке из одиннадцати наиболее известных моделей тут или на русском семь моделей тут.

Мне очень нравится модель, предложенная компанией Google. Они провели большое исследование для ответа на вопрос: «Что делает команду эффективной в Google?». Исследование продолжалось более двух лет, охватило более 180 команд, было проведено более 250 интервью.

Что показало исследование?

Какие факторы НЕ ВЛИЯЮТ на эффективность команд:

  • Расположение сотрудников (сидят ли они все в одном офисе)
  • Решения, принимаемые консенсусом
  • Интровертность/экстравертность сотрудников
  • Индивидуальная продуктивность членов команды
  • Объем работы
  • Трудовой стаж
  • Размер команды
  • Продолжительность существования

А что же влияет? Пять вещей:

  1. Доверие в команде (Психологическая безопасность). В команде должны быть доверительные отношения. Нет личных рисков если: ошибся, задал сложный вопрос, обратился с проблемой, выдвинул новую идею. Ты понимаешь, что тебя всегда поддержат и помогут.
  2. Обязательность. Взятые обязательства выполняются качественно и в срок. На членов команды можно положиться.
  3. Структура и четкость. Определены цели, подготовлены и согласованы планы, зафиксированы роли и зоны ответственности, есть понятные «Правила игры».
  4. Ценность для себя. Каждый знает зачем он работает в команде. Работа имеет для него личное значение.
  5. Ценность для других. Важность работы команды – понятно какую проблему и для кого она решает. Каждый понимает свой вклад в решение этой проблемы

Можно ли иметь разные схемы управления в компании или должна быть одна?

Если мы говорим о схемах управления проектами, то, конечно, для каждого проекта строиться своя схема управления (обычно ее называют СУП – система управления проектом). Но в организации, если она делает много проектов и делает их часто, должна быть своя корпоративная система управления проектами – КСУП. КСУП обычно устанавливает требования – что должно быть в каждой конкретной СУП. Некоторый минимальный обязательный набор элементов. Чтобы понять, как выглядит простейшая КСУП, можно посмотреть запись вебинара «Как управлять проектами, когда их 5+»

Отношение к плоским организационным структурам

500 лет назад Никколо Макиавелли говорил, что «Ничто ни хорошо и ни плохо само по себе. Все зависит от обстоятельств». Плоские структуры очень хороши в одних обстоятельствах и не очень эффективны в других.

В области построения организаций мне больше всего импонирует подход Генри Минцберга, изложенный в его книге «Структура в кулаке». В конце прошлого века, изучая разнообразие форм организаций, он выявил устойчивые жизненные формы организаций, провел их глубокое исследование и описание. Эти формы он назвал «конфигурации бизнеса».

На уровне организаций Минцберг выделил и довольно подробно описал шесть типов конфигурации:

  • Простая конфигурация;
  • Механистическая бюрократия;
  • Дивизиональная конфигурация;
  • Профессиональная бюрократия;
  • Адхократия;
  • Миссионерская конфигурация.

Так вот, плоские структуры возможны только в Простой конфигурации, Адхократии и Миссионерской организации. В других организовать их очень сложно.

Какие методы существуют

Существует очень большое количество методов управления проектами. Свод знаний по управлению проектами PMBOK 7 версии выделяет 22 модели, 60 методов и 76 артефактов, которые должен знать проектный менеджер.

Я выделил из них полтора десятка самых важных и описал в своей новой книге «Проектное управление: как правильно делать правильные вещи. Настольная книга слоновщика»

Agile или waterfall?

Это сродни вопросу, кого ты больше любишь – «папу» или «маму». На самом деле это вопрос контекста и специфики проекта. К стандарту PMBOK 6 версии прилагался специальный чек-лист, по которому можно было определить, какой из подходов больше подходит.

Основная идея простая. Есть три блока вопросов: Культура, Проект, Команда. По каждому из них есть по три вопроса. Ответив на них, ты поймешь, что больше всего тебе подходит. Посмотреть детали можно здесь.

 Какие методы являются наиболее современными и актуальными

Самыми актуальными сейчас считаются гибридные методы. Они объединяют Waterfall и Agile. На эту тему сейчас активно проводятся исследования в мире. По России таких исследований пока нет. Точнее, не было до настоящего момента. Школа управления СКОЛКОВО совместно с Национальной ассоциацией управления проектами СОВНЕТ и Центром оценки и развития проектного управления (ЦОРПУ) проводит такое исследование – «Современные практики управления проектами 2022-2024».

Возможность принять в нем участие есть у всех. Вы сможете оставить свой след, помочь науке, узнать, что делает проекты в России успешными (или не успешными). Необходимо ответить на вопросы, это займет не более 20 минут, а вклад – бесценен. Принять участие можно на сайте.

В мае 2024 года команда исследователей презентует результаты.

Узнать больше об управлении проектами:

(0)
(0)

Читайте также

Мы используем файлы cookie чтобы сделать сайт еще удобнее для Вас. Оставаясь с нами, вы соглашаетесь на обработку файлов cookie