28 апреля 2022
Статья

Поворот на Восток: Китай. Экономическое развитие, тренды и ниши

Экономика Китая, успешно преодолев несколько кризисных периодов, по-прежнему остается одной из самых быстрорастущих. Факторы успеха анализируют эксперты в материале СКОЛКОВО.
Поворот на Восток: Китай. Экономическое развитие, тренды и ниши
Источник: Unsplash

В КНР проживает 1,45 млрд человек, по данным 2018 года представителями среднего класса считается 25% населения, и эта цифра растет от года к году. Для страны характерны высокие темпы урбанизации, именно в Китае возможно становление первого мегаполиса со 100 млн жителей.

Уже довольно давно КНР лидирует в области мирового экспорта. Кроме того, страна занимает первое место по прямым инвестициям в другие территории, а также впервые за долгое время обошла Соединенные Штаты по показателям привлечения прямых иностранных инвестиций в свою экономику. У этого экономического чуда есть достаточно простая основа, которую объясняет директор Института исследований развивающихся рынков Школы управления СКОЛКОВО Алексей Калинин:

«Развитие Китая обусловлено своеобразным имплицитным контрактом, когда люди передают власти ответственность за идеологию, политику, а она взамен гарантирует бесконечный экономический рост».

Вполне очевидно, что концепция такого рода принципиально зависит от внешней торговли, равномерности экспорта и импорта. Чтобы продолжать развиваться дальше, Китаю нужно диверсифицироваться по всем направлениям. Как отмечает востоковед и специалист в области китайской цивилизации Алексей Маслов, страна справляется с этим вполне успешно:

«У Китая твердая идеологическая модель, но при этом он постоянно перестраивается, и его экономическая модель адаптируется. К примеру, недавно было принято решение о совершенствовании управления экономикой: есть негативные факторы, с которыми нужно справиться».

Одним из факторов, которые постепенно хочет устранить правительство, эксперт называет высокую степень протекционизма рынка — его принципы уходят глубоко в историю, но эту ситуацию хотят изменить. Сейчас в Китае 117 видов деятельности в 31 секторе, куда не могут инвестировать иностранцы, но шаг за шагом ограничения должны сократиться. Включение иностранцев в китайский рынок в сегодняшних условиях проходит очень медленно — есть множество барьеров, и это тоже негативный фактор, с которым планирует бороться руководство страны.

Еще один тренд диверсификации — глобальные изменения в логистике, поиск альтернативных маршрутов и цепочек поставок. Транспортно-логистическая отрасль носит стратегически важный характер для конкурентоспособности экономики и социально-экономического развития страны. 7 из 10 крупнейших современных портов мира находятся в Китае.

Особое значение в перестроении логистики носит инициатива Belt and Road Initiative, ранее известная как «Один пояс — один путь», которая находится в разработке с 2013 года. В ее рамках прорабатывается около 1000 инвестиционных проектов с совокупным объемом инвестиций в $1 трлн. Но инициатива подразумевает развитие не только логистического сегмента. Она подразделяется на семь так называемых «поясов», среди которых транспортный, энергетический, торговый, информационный, инновационный, сельскохозяйственный, туристический. По сути, это стратегия дальнейшего продвижения глобального влияния КНР на Евразийском материке. Российская Федерация не является страной-участницей инициативы, но выступает партнером по ряду проектов.

Китай и Россия: перспективы 

Сложившаяся геополитическая ситуация подталкивает Россию еще ближе к восточному соседу, но здесь есть ряд нюансов и трендов, в которых стоит обязательно разобраться. Сегодняшний Китай — невероятно высококонкурентная среда, в особенности в стартап-среде. По различным данным, в Китае регистрируется от 10 до 16 тысяч компаний в день, а каждые 3,8 дня фиксируется становление «единорога», компании с капитализацией равной $1 млрд, сообщает Олег Ремыга, представитель Школы управления СКОЛКОВО в КНР. По данным эксперта, до 40 % китайской экономики завязано на цифровой среде, в стране очень сильная стартап-инфраструктура. Однако при этом компании мигрируют, потому что работать внутри Китая сложнее, чем на других рынках. Что уж говорить про трудности, с которыми сталкиваются иностранные стартапы, для которых эта экономическая зона со своими правилами игры — настоящая terra incognita.

Эксперты называют Китай очень противоречивой территорией. С одной стороны, бизнесу невероятно важно присутствовать там с точки зрения глобализации. С другой — нужен тщательный поиск ниши и исследование возможностей и ограничений. Как отмечает Алексей Маслов, сейчас между Россией и Китаем идет усложнение форм взаимодействия, создаются совместные предприятия на территории Китая, которые потом мигрируют на российскую территорию. Эксперт подчеркивает, что китайский рынок труда стал дорогим, и бизнес ищет пути выхода — многие компании уже размещаются в северном Вьетнаме и других близлежащих государствах. Возможно, что китайские бизнесы начнут интенсивнее искать точки роста на территории России, но пока что занимают выжидающую позицию и оценивают риски: многое зависит от политических решений.

Специалисты также обращают внимание на темпы появления новых СЭЗ на территории Китая, что способствует регулярной релокации компаний из одной зоны в другую. Помимо этого, одним из трендов Олег Ремыга называет развитие государственной поддержки западных территорий КНР. По словам эксперта, за ними возможно будущее дальнейшего экономического роста страны и потенциал для проникновения на рынок. 

Оценивая ниши для развития бизнеса на китайской территории, эксперты сходятся в том, что сейчас есть высокий спрос на продукты питания, предметы обихода, фармакологию, экологически чистую косметику в премиум- и люкс-сегментах. В то же самое время наблюдается падение спроса на образовательные и консалтинговые услуги. 

Выпускница SKOLKOVO МВА, генеральный директор healthcare-компании Vertera Wellness и соосновательница Iplasma China LLC Чжэн Минянь отмечает положительную тенденцию в российско-китайских деловых отношениях:  

«Сейчас очень хорошее время для брендов из России: китайцы активно закупают все российское, поддерживают инфлюенсеров. В то же самое время китайские бренды одежды и обуви выходят на российский рынок, почувствовав освободившиеся ниши».

Проекты Чжэн Минянь активно развиваются в КНР, при этом ориентированы на глобальный рынок. Эксперт рекомендует делать шаги в сторону китайского рынка постепенно, начиная с исследования бизнес-ландшафта и ниш, поиска надежных партнеров, изучения особенностей локальной сертификации и регистрации товарных знаков, тестирования продаж посредством e-commerce, кобрендинговых активностей. 

Китай — огромный рынок с тенденцией к активной диверсификации экономики, требующий глубокого поэтапного погружения. По этой причине Школа управления СКОЛКОВО запускает программу «Поворот на Восток» — 6 модулей помогут провести достаточное исследование азиатского рынка и разобраться в инструментах, которые понадобятся в продвижении на этой достаточно непростой территории.


(0)
(0)

Читайте также

Мы используем файлы cookie чтобы сделать сайт еще удобнее для Вас. Оставаясь с нами, вы соглашаетесь на обработку файлов cookie